УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Пряжинская средняя школа»
_____________________О.Н. Санникова
Учебный план обучающихся 1–4-х классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по варианту 1
МБОУ «Пряжинская средняя школа»
2024-2028 учебный год
при пятидневной учебной неделе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную
основную общеобразовательную программу (далее – АООП) обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1-м
дополнительном и в 1-м классе и 34 учебных недель в году с 2-го по 4-й класс. Общий
объем учебной нагрузки составляет от 3039 до 3732 академических часов на первом
этапе обучения (1—4-й или 1-й дополнительный, 1—4-й класс).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
• формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
• формирование
основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
• увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
• введение
учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
• введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Так, в части, формируемой участниками образовательных отношений, с 2-го
класса предусматривается по 1 часу в неделю на изучение предмета: «Мир природы и
человека. Организация безопасной жизни». Также с 2-го класса вводится 2 часа в неделю
на учебный курс ««Ручной труд. Профессии», отвечающий требованиям современности
и запросам родителей (законных представителей) обучающихся.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
В коррекционно-развивающую область учебного плана включены следующие
коррекционные курсы:
1. «Логопедические занятия». Цель логопедических занятий состоит в диагностике,
коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков
вербальной коммуникации.
2. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель психокорреционных
занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с
обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в
психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
3. «Дефектологические занятия». Цель дефектологических занятий состоит в
коррекции и компенсации дефектов развития детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Особое внимание уделяется
развитию и коррекции психических функций: ощущений, восприятий,
представлений, памяти, речи, мышления, а также на развитие произвольного
внимания, эмоциональной сферы и регуляции социального поведения.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно•
развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет
суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны
включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных
особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (п. 3.4.16 СП 2.4.364820).
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» МБОУ «Пряжинская
средняя школа».
В 1-м классе и 1-м дополнительном классе промежуточная аттестация не
проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная со второго
полугодия 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому
учебному предмету.
В процессе оценки достижения планируемых предметных результатов
используются формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные
письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения).
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы,
Формы промежуточной аттестации
модули
Русский язык
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Чтение
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Речевая практика
Математика
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Мир природы и человека
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Рисование
(изобразительное
искусство)
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Музыка
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Ручной труд
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Адаптивная физическая
культура
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Калейдоскоп профессий
Проект
Организация безопасной
жизни
Проект
Основы компьютерной
грамотности
Практическая работа с компьютеризированной частью
Логопедические занятия
<...>
Текущий мониторинг динамики развития
<...>
Недельный учебный план АООП начального этапа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по варианту 1 с пролонгированными сроками обучения:
дополнительный первый класс (11)–4-й классы
Количество часов в неделю
Предметные
области
Учебные
предметы
Обязательная часть
Русский язык
1. Язык и
речевая
Чтение
практика
Речевая практика
2. Математика Математика
3.
Мир природы и
Естествознание человека
Музыка
4. Искусство
5. Физическая
культура
6. Технология
Итого
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная
физическая
культура
Ручной труд
1-й
доп.
класс
Заочно
(с
примен 1-й
класс
ением
ДОТ),
сам-но
2
2
Заочно
(с
примен 2-й
класс
ением
ДОТ),
сам-но
3
3
Заочно
(с
примене
нием
ДОТ),
сам-но
2
3
3-й
класс
Заочно
(с
примене
нием
ДОТ),
сам-но
3
3
4
4
4
2
2
1
1
1
7
1
1
1
7
20
2
3
1
1
2
1
1
1
1
1
1
5
3
3
3
3
15
1
1
1
7
101
1
1
1
1
2
2
3
1
2
2
3
4-й
класс
Заочно
(с
примен
ением
ДОТ),
сам-но
14
17
11
18
3
1
1
2
Всего
1
1
21
20
20
20
Количество часов в неделю
Предметные
области
Учебные
предметы
Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
Ручной труд. Профессии
Мир природы и человека.
Организация безопасной жизни
Максимально допустимая
недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область (коррекционные занятия и
ритмика):
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
1-й
доп.
класс
Заочно
(с
примен 1-й
класс
ением
ДОТ),
сам-но
0
Заочно
(с
примен 2-й
класс
ением
ДОТ),
сам-но
0
Заочно
(с
примене
нием
ДОТ),
сам-но
Всего
3-й
класс
3
–
–
1
–
–
1
Заочно
(с
примене
нием
ДОТ),
сам-но
4-й
класс
3
1
1
Заочно
(с
примен
ением
ДОТ),
сам-но
3
1
1
1
9
1
1
6
3
20
21
23
23
23
110
5
5
5
5
5
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
5
Дефектологические занятия
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Внеурочная деятельность:
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
25